Режим дня и здоровье подростка
Подростковый возраст играет важную роль в физическом развитии, формировании нервной системы и высшей нервной деятельности, в становлении личности. В 16 – 18 лет происходит завершение полового созревания подростка, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Современная жизнь отличается высоким темпом. Кроме того, сейчас существуют такие увлекательные вещи, как спорт, компьютерные игры, общение с друзьями, современная молодежная музыка… Где найти время для всего? Секрет прост: необходимо выделить основные режимные компоненты и правильно распределить между ними суточный бюджет времени. Удачно составленный режим дня поможет вам преодолеть трудности, вы будете чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.
Лексическое значение слова режим – точно установленный распорядок жизни (труда, отдыха, сна, питания).
Режим дня человека – это чередование труда и отдыха в определенном порядке, это управление своим временем. Можно сказать, что режим дня – это управление и своим здоровьем, и своей жизнью.
– В чем же заключается суточный режим подростка?
У подростков можно выделить следующие виды деятельности: учебная, трудовая, спортивная. Отдых можно разделить на активный и пассивный. По характеру деятельность должна быть посильной и не превышать границ работоспособности подростка, а отдых достаточным для полного восстановления всех функций.
Организованный режим дня подростка предусматривает:
1. Определенное время для начала и окончания дня (подъем – отбой). Сон определенной продолжительности.
2. Правильное чередование труда и отдыха.
3. Регулярный прием пищи.
4. Определенное время для гигиенических процедур (необходимое соблюдение правил личной гигиены: следить за чистотой тела, одежды, обуви).
5. Определенное время для самоподготовки.
6. Определенная продолжительность отдыха с пребыванием на открытом воздухе, занятия спортом.
Режим дня у разных подростков может и должен быть разным в зависимости от состояния здоровья, бытовых условий, характера учебы, привычек и интересов. Однако должен существовать определенный суточный ритм и распорядок.
Недопустимо увеличивать часы занятий за счет нарушения других режимных моментов — сокращения сна и прогулок, поспешного приема пищи, так как это вредит здоровью, ведет к утомлению организма. Но вы можете менять занятия местами, основываясь на своих предпочтениях и приоритетах, главное сохранять чередование отдыха и труда.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 – 15 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности организма подростка.
Продолжительность основных компонентов режима для учащихся общеобразовательных школ (в часах):
Компонент режима |
Возраст |
|
||
13-14 |
14-16 |
17-18 |
||
Учебные занятия в школе (включая факультативные) |
5 |
5-6 |
5-6 |
|
Учебные занятия дома (с учетом перерывов) |
до3 |
до 4 |
до 4 |
|
Подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе, спорт, дорога в школу и обратно |
2.5 |
2.5 |
2.5 |
|
Внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы) |
1-2.5 |
1-2.5 |
1-3 |
|
Прием пиши, зарядка гимнастика, закаливающие процедуры, туалет |
2 |
2 |
2 |
|
Сон дневной |
- |
- |
- |
|
Сон ночной |
9 |
9 |
8-8.5 |
|
Пример распорядка дня:
№ |
Режимные моменты |
Время |
1 |
Пробуждение и подъем |
6.50 |
2 |
Утренняя гимнастика, водные процедуры, одевание, уборка постели |
6.50-7.15 |
3 |
Завтрак |
7.15- 7.30 |
4 |
Дорога в школу |
7.30-7.50 |
5 |
Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене, внеклассные занятия, общественная работа |
7.50-13.00 |
6 |
Дорога из школы |
13.00—13.20 |
7 |
Обед |
13.30-14.00 |
8 |
Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры и развлечения, кружки |
14.00-16.00 |
9 |
Полдник |
16.00 -16.20 |
10 |
Приготовление уроков |
16.30—19.30 |
11 |
Ужин и свободные занятия, работа по дому. |
19.30—21.30 |
12 |
Приготовление ко сну, приведение в порядок одежды, обуви, проветривание комнаты |
21.30—22.00 |
Не существует универсального расписания, которое подходило бы всем. Режим дня подростков формируется индивидуально в зависимости от возраста, физического развития, умственных способностей, состояния здоровья, круга интересов, семейных традиций и привычек.